Светя другим, стремясь к победе,
желая все от жизни взять - умей в круговороте
дней себя не потерять.
Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания. Педагоги подвержены этому феномену в полной мере, но они, к сожалению, часто даже не соотносят появившиеся симптомы с данным явлением. Не отдавая себе отчет о происходящем сгорании, они подвергаются самым разнообразным рискам: необратимым изменениям характера, ухудшению или потере здоровья, разрушению личных отношений и т. п.
Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Ведь, если педагог начинает общаться с детьми так: «Иди и скажи своей маме, что ты выпил у учителя литр крови», с этим надо что-то делать.
22 февраля 2019 года в 12:00 администрация и педагоги Центра детского творчества провели встречу-тренинг по теме «Эмоциональное выгорание педагогов». Присутствующие подчеркнули важность данной тематики, затем обсудили симптомы и причины эмоционального истощения, активно работали над идеями регуляции психоэмоционального состояния. Педагогам были розданы памятки- активаторы, в которых поясняется, как страдает наше соматическое состояние из-за эмоциональных переживаний и что нужно делать, чтобы исправить физические недомогания.
Для каждого педагога статистика знакомая и рабочая о том, что человек усваивает: 10% того, что слышит; 50 % того, что видит; 70 % того, что сам переживает и лишь 90% того, что сам делает. И для того, чтоб усвоить и научиться способам регуляции психоэмоционального состояния специалисты проработали соответствующие упражнения, которые направлены на активизацию житейской психогигиены «Удовольствие»,осознание и контроль гнева «Шарик», расслабление организма «Дыхание», управление состоянием мышечного напряжения и расслабления «Лимон», «Сосулька», «Муха», «Передышка», рассмотрели элементы йоговского дыхания «4+4+4». Перечисленные упражнения и методы направлены на снятие напряжения, которые можно использовать в повседневной жизни, что оказалось немало важным для педагогов.
Педагоги прослушали притчи «Колодец», «Все в твоих руках», ведь озаряющее внутреннее состояние возникает, когда мы знакомимся и изучаем народную мудрость. Рассмотрели «Формулу дня» Д.Карнеги американского педагога с русскими корнями, который перевел научные разработки психологов в практическую область.
Завершили встречу-тренинг упражнениями, направленными на создание позитивного настроения и самоуважения «Ларец желаний» и «Пять добрых слов», ведь в каждом педагоге есть неповторимые уникальные качества их нужно знать и ценить.
Неразрешимых проблем нет. Если есть проблема, значит, есть и решение. Если есть профессиональное сгорание, значит, есть способы его предотвращения и коррекции. У каждого человека есть выбор: опустить руки, позволить себе «сгореть на работе» или, наоборот, приложить все усилия, чтобы исключить возможность возникновения синдрома. Важно помнить, что наша жизнь – это наша жизнь, наше здоровье – это наше здоровье.
Лабачук Тамара Николаевна, методист МКОУ ДОД "Центр детского творчества"
Всего комментариев: 0 | |